Подготовила- Воспитатель подготовительной группы Богович Екатерина Викторовна
Консультация на тему: Мяч и речь .
Мяч и речь. Игры с мячом известны с древних
времен,хотя история не знает точно ни места, ни времени рождения этих игр.
Используя мяч в работе с детьми, мы обратили
внимание на то,что он может быть прекрасным инструментом, используемы в коррекционной практике
Мяч и речь
· Игры с мячом отвлекают ребенка от
речевого дефекта;
· Освобождают от утомительной
неподвижности;
· Помогают разнообразить деятельность
детей, включая в работу различные уровни регуляции;
· Развивают общую и мелкую моторику,
ориентировку в пространстве;
· Регулируют силу и точность движения,
глазомер, силу, ловкость, быстроту реакции ;
· Формируют произвольное и
непроизвольное внимание;
· Нормализуют эмоционально-волевую
сферу.
Мяч и речь.
Все это является необходимыми предпосылками для лучшего
функционирования речевых органов и организма в целом,
оказывают положительное
влияние на выработку у детей правильных речевых навыков и формирование высших
психических функций.
Игры с мячом ,направленные на развитие мелкой моторики
Предлагаем
вам комплекс «Разминка» для мелкой моторики, с использованием небольших
каучуковых мячиков,
в который входят элементы массажа. С презентацией "Мяч и речь" вы можете ознакомиться здесь
Развитие мелкой моторики рук для подготовки детей к школе Уровень развития мелкой моторики рук – один из важнейших показателей интеллектуальной готовности ребенка к обучению в школе. В разделе представленна необходимая информация, советы, рекомендации по развитию мелкой моторики рук которые помогут избежать многих проблем с обучение в школе. Игровые упражнения для развития мелкой моторики Уровень развития мелкой моторики рук – один из важнейших показателей интеллектуальной готовности ребенка к обучению в школе. Овладеть письмом ребенок сможет, если его пальцы хорошо слушаются. Если развита мелкая моторика рук, у него будет красивый почерк, а также это поможет избежать многих проблем с обучением в школе. Руке посвящаются стихи, писали оды. А народная мудрость о значимости руки отразилась в загадках: а ну-ка отгадайте, что это за десять братьев, на которых двух шуб хватает? В пословицах: отбиться от рук; всё дело в его руках; глаза боятся, а руки делают. Во всём этом отражаются психология, внутренний мир, состояние человека. Моторные центры речи в коре головного мозга человека находятся рядом с моторными центрами пальцев, поэтому, развивая речь и стимулируя моторику пальцев, мы передаём импульсы в речевые центры, что и активизирует речь. Развивая мелкую моторику пальцев, мы воздействуем на внутренние органы человека: - большой палец отвечает за голову; - указательный – за желудок; - средний – за печень; - безымянный – за почки; - мизинец - за сердце. Тренируя пальцы, мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, что в дальнейшем сказывается на подготовке руки к письму. Педагог В.А. Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питаются источником творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, а чем сложнее движения этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребёнок умнее. Анализ исследований силы кисти правой руки детей показал отрицательный результат. Данные свидетельствуют о тревожной тенденции снижения уровня развития кистевой моторики. Вот поэтому нас, педагогов, да и родителей, волнуют вопросы: как обеспечить полноценное развитие ребёнка в дошкольном возрасте? Как подготовить его к школе? Один из аспектов этой проблемы – развитие мелкой моторики – развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Известно, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений тонких движений пальцев рук. На основе обследований детей была выявлена следующая закономерность: если движения пальцев рук соответствуют возрасту, речевое развитие находится в пределах нормы, если движения пальцев рук плохо развиты, задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы. Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее от пальцев. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Развитый мозг и не развитая рука – вполне закономерное явление при современном образе жизни. Но это не должно ввергать педагогов и родителей в панику: слабую руку дошкольников можно и необходимо развивать. Как вы думаете, почему пальчиковые игры стали популярны в наши дни? И почему в последние 5-10 лет уровень речевого развития заметно снизился? Да потому что с детьми всё меньше и меньше разговаривают. Дети больше смотрят и слушают. Кроме того, наши дети редко делают что-то своими руками, потому что современные игрушки, предметы и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития моторики. Это любимая мамами одежда и обувь на липучках вместо шнурков и пуговиц. Это пособия и книжки с наклейками вместо картинок для вырезания. Это бытовые приборы и предметы, управляемые с помощи пульта. Итак, если будут развиваться пальцы рук, будут развиваться речь и мышление ребёнка, отпадут проблемы обучения не только в первом классе, но и в дальнейшем. ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ПАЛЬЦЕВ РУК Рисование — радостный, вдохновенный труд, к которому ребенка не надо принуждать. Можно рисовать кисточкой, пальцами. Такое оригинальное рисование (пальцами) раско вывает творческие возможности ребенка, позволяет почувство вать краски, их характер и на строение. Пальчиковый бассейн — в ко робке насыпана крупа (горох, рис, греча). Ребенок ищет паль чиками в бассейне какой-либо предмет. Проведение пальчико вой гимнастики в таком «бас сейне» способствует активиза ции двигательной кинестезии, праксиса позы, улучшает дина мический праксис. Диагности ческие пробы с использованием этого тренажера позволяют мак симально активизировать проприоцептивные ощущения. Щетка «ежик» — с помощью многочисленных точечных раз дражителей мышцы руки полу чают достаточно сильные и то чечные двигательные кинесте зии. Можно использовать щетку для волос. Сопровождать стихо творным текстом: У сосны, у пихты, елки Очень колкие иголки. Но еще сильней, чем ельник, Вас уколет можжевельник. Пальчиковая гимнастика – позволяет установить тесную связь между речевой функцией и общей двигательной системой. Совокупность движений тела и речевых органов способствует снятию напряжённости, монотонности речи, соблюдению речевых пауз, учит управлять дыханием, формированию правильного произношения, а подключение к работе тактильных ощущений улучшит и ускорит запоминание стихотворного текста. Шнуровки, застёжки, кнопки, молнии – в быту мы часто сталкиваемся с этими предметами. Руки ребёнка ещё не настолько развиты, чтобы с лёгкостью манипулировать ими. Тренироваться необходимо везде и на всём. Массаж – самомассаж – растирание ладоней, каждого пальчика отдельно, катание между пальцами карандаша-шестигранника, ореха… Игры с крупой – крупу можно сортировать, рисовать дорожки, следы, узоры на манной крупе, посыпать. Игра «Собери бусы» - нанизывание бусин на леску по заданной схеме. Бусы можно изготовить вместе с детьми из макарон. Спички, палочки, пуговицы – выкладывание различных рисунков. Начинать с геометрических фигур, постепенно их усложняя. Баночки, тюбики – можно насыпать крупу, переливать воду, откручивать и закручивать крышечки, подбирая их по размеру и цвету. Графические упражнения – работа на листке в клетку, штриховка, обводка. Работа с бумагой - разрывать, распрямлять, мять, резать… Игры с тканью – выбрать на ощупь с закрытыми глазами образец, переплетение, комканье носового платка в кулак. Конструктор - «Танграм», «Волшебный круг», геоконт, льдинки Воскобовича… Разрезанные картинки - собрать целое из частей, постепенно увеличивая сложность. Шнурки – завязывание и развязывание узелков, перебирание узелков, бантиков, называя дни недели, месяцы…Плетение косичек, макраме. Игры с прищепками - прикреплять на коробку, снимать их, вешать бельё на верёвку, строить различные фигуры из прищепок. Лепка из пластилина, теста – отрывание, катание, лепка, сжимание, размазывание. Игры с водой – наливать в различные ёмкости, переливать, брызгать. Капать воду из пипетки. Рыболов – по заданию выловить удочкой нужных рыбок из аквариума. Игры с проволокой – выгибание различных фигур, букв… Игра «Винтики-болтики» - закручивание и откручивание болтов и гаек. Игры с песком. С презентацией "Мнемотехника" вы можете ознакомиться здесь
|