Block title

Поиск

Вход на сайт





Пятница, 29.03.2024, 04:52
Приветствую Вас Гость | RSS
Детский сад №73 "Василёк"
Главная | Регистрация | Вход
Мяч и речь


 

«МЯЧ И РЕЧЬ»

Воспитатель Гарипова Екатерина Викторовна

Консультация на тему: Мяч и речь .

         Игры с мячом известны с древних времен,хотя история не знает точно ни места, ни времени   рождения этих игр.

          Используя мяч в работе с детьми, мы обратили внимание на то,что он может быть прекрасным инструментом, используемым в коррекционной практике

Мяч и речь

·       Игры с мячом отвлекают ребенка от речевого дефекта;

·       Освобождают от утомительной неподвижности;

·       Помогают разнообразить деятельность детей, включая в работу различные уровни регуляции;

·       Развивают общую и мелкую моторику, ориентировку в пространстве;

·       Регулируют силу и точность движения, глазомер, силу, ловкость, быстроту реакции ;

·       Формируют произвольное и непроизвольное внимание;

·       Нормализуют эмоционально-волевую сферу.

 

Все это является необходимыми предпосылками для лучшего функционирования речевых органов и организма в целом,  оказывают положительное влияние на выработку у детей правильных речевых навыков и формирование высших психических функций.

 

                       Предлагаем вам комплекс «Разминка» для мелкой моторики, с использованием небольших каучуковых мячиков, в который входят элементы массажа.

С презентацией "Мяч и речь" вы можете ознакомиться здесь

 

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК ДЛЯ ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ

Уровень развития мелкой моторики рук – один из важнейших показателей интеллектуальной готовности ребенка к обучению в школе. В разделе представленна необходимая информация, советы, рекомендации по развитию мелкой моторики рук которые помогут избежать многих проблем с обучение в школе.

Игровые упражнения для развития мелкой моторики

Уровень развития мелкой моторики рук – один из важнейших показателей интеллектуальной готовности ребенка к обучению в школе.

Овладеть письмом ребенок сможет, если его пальцы хорошо слушаются. Если развита мелкая моторика рук, у него будет красивый почерк, а также это поможет избежать многих проблем с обучением в школе.

Руке  посвящаются  стихи, писали оды. А народная   мудрость  о значимости  руки  отразилась  в загадках: а ну-ка  отгадайте, что это  за  десять братьев, на которых  двух  шуб  хватает? В  пословицах:  отбиться от рук; всё   дело  в его руках;  глаза боятся, а  руки делают. Во всём  этом  отражаются  психология, внутренний мир, состояние  человека.

Моторные  центры  речи  в коре  головного мозга  человека  находятся  рядом  с моторными  центрами пальцев, поэтому,  развивая  речь и стимулируя  моторику  пальцев, мы передаём  импульсы  в речевые  центры, что  и  активизирует  речь.

Развивая мелкую моторику  пальцев, мы  воздействуем на внутренние  органы  человека:

        - большой  палец  отвечает  за голову;

        - указательный – за желудок;

        - средний – за печень;

        - безымянный – за  почки;

        -  мизинец  - за сердце.

Тренируя  пальцы, мы  оказываем  мощное  воздействие   на  работоспособность  коры головного  мозга, что  в  дальнейшем  сказывается  на подготовке руки к письму.

Педагог В.А. Сухомлинский   писал, что  истоки  способностей  и дарований  детей  находятся  на кончиках их пальцев. От  них, образно говоря, идут  тончайшие  ручейки, которые питаются  источником  творческой  мысли. Чем больше  уверенности и  изобретательности в движениях  детской  руки, тем тоньше  взаимодействие  руки  с  орудием  труда, а чем  сложнее  движения  этого  взаимодействия, тем  ярче  творческая   стихия  детского  разума. Чем больше  мастерства  в детской  руке, тем  ребёнок умнее.

Анализ  исследований   силы  кисти  правой  руки детей  показал отрицательный  результат. Данные  свидетельствуют  о  тревожной  тенденции  снижения  уровня  развития  кистевой  моторики.

Вот поэтому  нас, педагогов,  да  и родителей, волнуют вопросы:  как  обеспечить  полноценное  развитие  ребёнка  в дошкольном   возрасте? Как  подготовить его  к  школе? Один  из  аспектов  этой проблемы – развитие мелкой  моторики – развитие  мелкой  моторики и координации  движений  пальцев  рук.

Известно, что уровень  развития  речи находится  в  прямой  зависимости  от степени сформированности тонких   движений  тонких движений  пальцев  рук. На основе  обследований  детей  была  выявлена следующая закономерность:  если  движения  пальцев рук соответствуют возрасту, речевое  развитие   находится  в пределах нормы, если  движения  пальцев рук  плохо  развиты, задерживается  и речевое развитие, хотя    общая  моторика  при этом  может быть  нормальной  и  даже  выше нормы.

Речь совершенствуется  под влиянием  кинетических   импульсов  от рук, точнее  от  пальцев. Обычно  ребёнок, имеющий  высокий  уровень  развития  мелкой  моторики, умеет  логически  рассуждать, у него  достаточно  развиты память, внимание, связная  речь.

Развитый  мозг и не развитая рука – вполне  закономерное  явление   при современном   образе  жизни.  Но это  не должно  ввергать педагогов  и родителей  в панику: слабую руку  дошкольников  можно  и необходимо развивать.

Как  вы  думаете, почему пальчиковые  игры  стали  популярны  в наши дни? И почему  в последние  5-10 лет  уровень  речевого  развития  заметно  снизился? Да потому  что  с детьми  всё  меньше  и меньше разговаривают. Дети  больше  смотрят   и   слушают. Кроме того, наши дети редко делают  что-то  своими  руками, потому  что  современные   игрушки, предметы  и  вещи устроены  максимально  удобно, но не эффективно  для  развития  моторики. Это любимая  мамами  одежда и обувь на липучках  вместо  шнурков  и пуговиц. Это  пособия  и  книжки  с наклейками    вместо  картинок  для  вырезания.  Это бытовые  приборы  и предметы, управляемые  с помощи  пульта.

Итак,  если будут развиваться  пальцы  рук, будут  развиваться  речь  и  мышление ребёнка, отпадут проблемы  обучения  не только  в первом классе, но и  в  дальнейшем.

ИГРЫ  И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ  РАЗВИТИЯ  МЕЛКОЙ

МОТОРИКИ  ПАЛЬЦЕВ РУК

Рисование — радостный, вдохновенный труд, к которому ребенка не надо принуждать. Можно рисовать кисточкой, пальцами. Такое оригинальное рисование (пальцами) раско вывает творческие возможности ребенка, позволяет почувство вать краски, их характер и на строение.

Пальчиковый бассейн — в ко робке насыпана крупа (горох, рис, греча). Ребенок ищет паль чиками в бассейне какой-либо предмет. Проведение пальчико вой гимнастики в таком «бас сейне» способствует активиза ции двигательной кинестезии, праксиса позы, улучшает дина мический праксис. Диагности ческие пробы с использованием этого тренажера позволяют мак симально активизировать проприоцептивные ощущения.

Щетка «ежик» — с помощью многочисленных точечных раз дражителей мышцы руки полу чают достаточно сильные и то чечные двигательные кинесте зии. Можно использовать щетку для волос. Сопровождать стихо творным текстом:

У сосны, у пихты, елки

Очень колкие иголки.

Но еще сильней, чем ельник,

Вас уколет можжевельник.

Пальчиковая  гимнастика – позволяет  установить  тесную  связь  между  речевой функцией   и  общей  двигательной  системой.  Совокупность  движений  тела  и  речевых  органов  способствует  снятию  напряжённости,  монотонности   речи,  соблюдению  речевых  пауз,  учит  управлять  дыханием,   формированию  правильного  произношения,  а  подключение  к  работе тактильных  ощущений  улучшит  и  ускорит  запоминание  стихотворного  текста.

Шнуровки, застёжки,  кнопки, молнии – в  быту мы  часто  сталкиваемся  с  этими  предметами.  Руки  ребёнка ещё  не  настолько развиты,  чтобы    с  лёгкостью  манипулировать  ими.  Тренироваться  необходимо  везде    и   на  всём.

Массаж – самомассаж – растирание  ладоней,  каждого  пальчика  отдельно,  катание  между  пальцами  карандаша-шестигранника,  ореха…

Игры  с  крупой – крупу  можно  сортировать,  рисовать  дорожки,  следы,  узоры  на  манной  крупе,  посыпать.

Игра «Собери  бусы» -  нанизывание  бусин   на  леску  по  заданной  схеме. Бусы  можно  изготовить  вместе  с  детьми  из  макарон.

Спички, палочки,  пуговицы – выкладывание  различных  рисунков.   Начинать  с   геометрических   фигур,  постепенно  их усложняя.

Баночки,  тюбики – можно  насыпать  крупу, переливать  воду,  откручивать и  закручивать  крышечки,    подбирая  их  по  размеру  и  цвету.

Графические  упражнения – работа  на  листке  в клетку,  штриховка,  обводка.

Работа с  бумагой -  разрывать,   распрямлять,  мять,  резать…

Игры  с  тканью – выбрать  на    ощупь  с  закрытыми  глазами   образец,  переплетение, комканье  носового  платка  в кулак.

Конструктор - «Танграм»,  «Волшебный  круг», геоконт,  льдинки  Воскобовича…

Разрезанные картинки -  собрать целое  из частей,  постепенно  увеличивая  сложность.

Шнурки – завязывание  и  развязывание  узелков,  перебирание  узелков,  бантиков,  называя  дни  недели,  месяцы…Плетение  косичек, макраме.

Игры  с прищепками  - прикреплять  на  коробку,  снимать  их,  вешать  бельё  на  верёвку, строить различные   фигуры  из  прищепок.

Лепка  из  пластилина,  теста – отрывание, катание, лепка,  сжимание, размазывание.

Игры с  водой – наливать  в  различные  ёмкости,  переливать,  брызгать. Капать  воду  из  пипетки.

Рыболов – по заданию  выловить  удочкой  нужных  рыбок из аквариума.

Игры  с  проволокой – выгибание  различных  фигур,  букв…

Игра «Винтики-болтики» - закручивание  и откручивание болтов  и  гаек.

Игры  с  песком.


2024